Тест акустических кабелей QED XT25 и QED Supremus.
Концепция этого теста очень проста — берем два акустических кабеля английской компании QED, фактически старейшего производителя (с 1973 года) аудиокабелей, и изучаем. Без особых сравнений и аналогий, потому что они здесь неуместны. Потому что QED XT25 — самый младший кабель в линейке, а QED Supremus — самый старший. Два полюса в каталоге производителя, сильно различающиеся и конструкцией, и ценой. Сравнивать так не очень корректно, а изучить эти два полюса по отдельности весьма и весьма интересно.
QED XT25: обжим и цена
Если посмотреть на конструкцию младшего кабеля ED XT25, то на деле она оказывается не настолько простой, какую ожидаешь от младшей модели. Внутри расположена полая трубка, вокруг которой навиты десять пучков проводников из бескислородной меди. Затем вся конструкция обмотана майларовой метализированной алюминием пленкой, вокруг которой уже идет внешний слой из полиэтилена низкой плотности. В целом все видится несколько сложнее, нежели просто пучок проводников в изоляции.
В целом получается неброский, аккуратный кабель, достаточно пружинистый и не очень мягкий. В одних случаях при прокладке такой будет удобен. В других, например, там, где нужен угловой изгиб — не очень, но в целом все выглядит пристойно. Тем более учитывая цену. Сами цены я проверял уже тогда, когда тест был написан, оставалось добавить паспортные характеристики и цифры, и тут получилось неожиданно — я предполагал увидеть цифры побольше.
QED Supremus: убедительная конструкция и самосборка
Старшая модель QED Supremus, само собой, выглядит куда серьезнее. Толстый, жесткий и пружинистый кабель с необычной полупрозрачной оболочкой. Тут есть и коробка. Не сверхпафосная, не лакированный ящик (это и хорошо, меньше пафоса — меньше расходов), и сертификат с указанием, кто этот конкретный кабель собирал на производстве. Последнее может быть косвенной защитой от подделок, хотя я пока не слышал, что с QED Supremus уже случилась подобная неприятная (но весьма распространенная сейчас) ситуация.
Разделан кабель тоже при помощи обжима по технологии Airloc. Для этой модели выпускаются собственные разъемы QED Supremus Airloc. Разъемы могут быть как лопатками, так и бананами. В нашем случае — бананы. Разъемы очень приличные на вид, с родиевым покрытием и системой подпружинивания — после подключения нужно закрутить корпус разъема, он надавит на кольцо и при помощи штифта раздвинет лепестки банана. Таким образом достигается хорошая надежная фиксация.
Как QED Supremus устроен внутри? «Опорным скелетом» конструкции служат полимерные стержни-сердечники. Вокруг каждого из них навито по 16 посеребренных медных моножил, покрытых эмалью. Проводники в процессе изготовления кабеля подвергнуты криообработке. Далее идет оболочка из вспененного полиэтилена. Такая пара проводников закручена по спирали, армирована пластиковыми вставками (чтобы зафиксировать свивку и придать круглую форму) и заключена во внешнюю полупрозрачную оболочку. Пожалуй, убедительная конструкция.
Разъемы в целом оставляют очень хорошее впечатление, но также надо понимать, что конструкция с фиксацией более нежная, чем, например, вариант с лопатками. И если вдруг нужны частые отключения-подключения, то стоит выбрать лопатки. Чуть-чуть расстроило только то, что у производителя не предусмотрен готовый заводской вариант кабеля, когда со стороны усилителя лопатки, а со стороны акустики — бананы. Да, бивайринговой версии у кабеля тоже нет.
По подключению и использованию особенных замечаний нет, разве что поканальная маркировка сделана в виде цветных колец на разъемах, и они не всегда идеально видны. Направление можно определить по маркировке на самом кабеле. Жесткость и пружинистость есть, но особых проблем не доставляет — видел я куда более жесткие и менее удобные кабели.
Никакой эзотерики
Кстати, еще стоит сказать, что QED много пишет о том, как их инженеры понимают влияние кабелей, почему выбирают определенные конструкции. И во всем этом лично я никакой сумасшедшей эзотерики не вижу, вполне приличный технический подход. Впрочем, эзотерика тоже иногда играет, но это уже другая история, не про QED.
Методологически тест я выстроил достаточно просто — одна хорошо знакомая система с приличной (и тоже знакомой) кабельной обвязкой и несколько попеременных прослушиваний QED «под протокол». А на случай возникновения потребности еще что-нибудь с чем-нибудь сравнить — некоторый запас самых разных кабелей у меня всегда найдется.
качестве некоторого обобщения скажу, процесс приработки, что у XT25, что у Supremus ничем выдающимся не отличается. Звук немного поплавал туда-сюда, немного раскрылся. Но не было такого, что там первые 200 часов слушать невозможно. Из того, что было в начале, но ушло в процессе, отмечу резкость и легкую синтетичность.
Приподнятость QED XT25
Сначала расскажу о том, как показала себя младшая модель. Звук чуть светлый, со слегка приподнятой средневерхней частью диапазона. Впрочем, без подчеркнутой резкости. Подача чистая, рельефная, аккуратная. Вроде бы и приподнятость-радостность есть, но вместе с тем присутствует и аккуратность. Бас умеренной глубины, чуть форсированный, но не раздутый. Вообще, по нижнему диапазону есть некое чувство основы, как будто какая-то подведенная черта. Проработка баса в нюансах слегка поверхностная, возможно, чуть формальная, но без каши и без ощущения запаздывания. Серединка относительно ровная, более прозрачная, чем можно было ожидать. Выше, как я уже говорил, ощущается некоторая приподнятость, однако совершенно не выходящая за рамки приличий — сделать именно резкий или назойливый звук у кабеля не получилось ни в каких условиях.
Детальность не запредельная, но уровень точно лучше ожидаемого. Выражается это примерно так: до определенного предела все хорошо слышно, а потом (по малозаметным нюансам, деталям и полутонам) обнаруживается как будто достаточно резкий спад. Динамика очень неплоха, лучше ожидаемого. Заметить некоторую потерю стройности и растерянность звука можно только на сложных симфонических записях, да и то не в такой мере, чтобы это было сверхкритично.
В целом звук как будто старается быть правильным, честным, аккуратным, но не зажатым, а скорее открытым. В нем можно найти, вероятно, светлый характер, но не кричащий, а скорее спокойный матово-округлый.
Сцена получилась с неплохой глубиной, но менее широкой, чем в случае с контрольной кабельной обвязкой. Воздух присутствует, но его не очень много, хотя эшелонизация образов сцены нормальная, только прорисовка контуров не очень отчетливая.
В целом у XT25 все получилось очень неплохо. Я взял кое-какие кабели, случайно оказавшиеся под рукой, для сравнения — так вот у них в подобных условиях результат хуже. Больше перекошен диапазон, теплота лезет какая-то неуместная, каша в звуке проявляется на музыке попроще. Поэтому для своего ценника «почти бесплатно» XT25 очень прилично себя показал. И это с учетом того, что отработал он в системе намного более высокого уровня, чем те, в составе которых кабель может оказаться в реальных условиях.
Прозрачность QED Supremus
Теперь посмотрим, как отработал QED Supremus. Первое ощущение — высокая подчеркнутая прозрачность, «промытость» звука. Хорошее разрешение, деталей много. Иногда кажется, что в звуке важным оказывается совершенно все, каждая нота и каждое послезвучие. Однако вычурности в такой подаче нет, она не утомляет потоком второстепенной информации, так как приоритеты расставлены правильно и баланс соблюдается. Но ощущение, что звука много, он богат и многогранен в процессе прослушивания не пропадает, просто очень быстро это начинает восприниматься как нечто, близкое к естественному.
Бас и в этом случае получился не предельно глубоким, есть некоторая собранность, ощущающаяся почти так же, как у младшего кабеля, но качество самого баса, конечно же, другое — все точнее, фактурнее, разнообразнее.
Некоторая осветленность и легкая приподнятость средне-верхнего диапазона тоже присутствует (вот тут уже уместно задуматься об общем почерке и стилистике звучания QED), но излишней яркости или резкости незаметно. Даже наоборот, при имеющихся качествах можно отметить некоторую сдержанность, отсутствие расхлябанности или излишне эмоционального акцентирования.
Динамика и детальность ровные, уверенные, без перекосов, без силового форсирования. Все как-то достаточно цельно складывается в единую картину, а картина эта в свою очередь смотрится очень неплохо. Скучным звук точно назвать не получится, но и эмоционально-пересыщенным — тоже нет. Кроме легкой (опять же матово-аккуратной) осветленности звука, какой-либо окраски нет. Более того, на примере сравнений в процессе теста точно скажу, что теплое-мягкое — это точно не про этот кабель. Даже если слушать что-нибудь душещипательное и эмоциональное, пресыщенности незаметно. Хотя я совершенно не могу сказать, что эмоции или что-то еще хоть в какой-то мере упрощаются, нет такого.
Таким образом, подачу можно счесть почти мониторной, ненавязчивой и достаточно честной. Хотя и не идеально нейтральной.
На сложных фрагментах можно изредка услышать легкое упрощение звука, который может становиться чуть более формальным, но никакой каши и мути не образуется даже на таком материале, как «Реквием» Джузеппе Верди. С той оговоркой, что не образуется, только если вся остальная система способна справиться с такой музыкой, потому что, конечно же, роль кабеля здесь не первостепенная. Однако он не проявил себя как «узкое место».
Сцена по построению и пропорциям вполне правильная, без преувеличенного масштаба или явной камерности, с хорошей глубиной и шириной. Воздух ощущается умеренно-аккуратным, образы и планы читаются хорошо. Ровный, сбалансированный результат без перекосов.
Выводы
Все же без некоторых сравнений не получится. Для меня это было несколько странно, что у обоих кабелей присутствует некоторая узнаваемость, к тому же узнаваемость, созвучная с моими личными представлениями о «почерке» QED на основе прежнего опыта. Просто сравнивая QED XT25 и QED Supremus, понимаешь, что они из одной семьи, только один младше, а другой старше. Тут стоит похвалить разработчиков за то, что младшая модель имеет эти характерные свойства и почерк. Потому что нередко бывает так, что у кабельных производителей, работающих в большом ценовом диапазоне, младшие модели случаются невыразительными, безликими, а нечто «семейственное» (или просто сносное) начинается со среднего уровня как минимум. Не удивляет преемственность почерка у тех производителей, которые работают только в среднем и старшем диапазоне. Как, например Siltech, который всегда со своим характером. Да только ничего дешевого и бюджетного у них никогда и не было.
У QED же получился очень приличный младшенький кабель, действительно приличный, подходящий и для недорогих систем, и иногда для систем уровнем повыше, например, когда нужен некий базовый временный кабель.
QED Supremus, как некая сумма всего того, что делает производитель, безусловно, интересен, но не менее он интересен и с чисто практической точки зрения. Хорошая универсальность, уверенная детальность и динамика, ровный предсказуемый почерк много где найдут свое применение. Конечно, с поправкой на логически обоснованный для такого кабеля уровень системы.